= Женщина и гитара фламенко =
| |
Согласно перечням артистов
фламенко, женщины составляют около 24%. Из всех кантаоров
около 20% женщин, из байлаоров - примерно 63%. При этом, среди
токаоров не называется ни одной женщины!..
Тем не менее, исследования позволяют с уверенностью сказать,
что за всю историю фламенко было немалое количество гитаристок
профессионального уровня. В качестве свидетельства могут
служить гравюры и картины прошлого века, изображающие женщин,
играющих на гитаре.
В XIX веке женщины-кантаоры,
аккомпанирующие себе на гитаре и зарабатывающие на жизнь
выступлениями в кафе кантанте не были редкостью. Одной из
таких женщин была Ана Амайа Молина (Ana
Amaya Molina), по прозвищу Анилья де ла Ронда (Anilla de la
Ronda), цыганка, родившаяся в 1855 году в Ронде.
Она выступала в кафе кантанте в Ронде, Малаге и Севилье в
конце прошлого века и была очень значительной фигурой своего
времени.
Другой великой артисткой прошлого века была Тринидад Уэртас "Ла Куенка" (Trinidad Huertas
"La Cuenca"), байлаора и гитаристка, также
выступавшая в кафе кантанте. Эта сеньора обладала выдающимися
артистическими способностями. Она всегда одевалась мужчиной,
носила короткую стрижку и танцевала мужские танцы. В 1887 году
она поставила в Париже спектакль "La
Feria de Sevilla". Эта великолепная гитаристка
прославилась своей игрой и танцами, в которых пародировала
корриду, представляя в одном танце различные исходы боя и
судьбу тореро.
Возможно, одной из самых известных гитаристок начала ХХ века
была Тереса Эспанья (Teresa
España) из Севильи. Кантаора, байлаора и
гатаристка, она давала сольные концерты в театрах Мадрида в
1920-х годах. В прессе того времени говорилось, что нет
никого, кто бы превосходил ее в игре на гитаре и кастаньетах и
в исполнении саэт. Она гастролировала не только в Испании, но
и в Америке, остались записи, где она поет, аккомпанируя себе
на гитаре.
Хосефа Морено (Josefa
Moreno) по прозвищу "Ла
Антекерана" (La Antequerana) дебютировала в 1903
году в возрасте 14 лет в кафе "Ла
Примера" в Хересе, аккомпанируя себе на гитаре. Она
выступала в мадридских кафе, а затем в Америке, откуда вернулась с определенной
удачей и славой. Однако, в начале 60-х годов Хосефа Морено
находится в довольно бедственном положении, умирая от болезни,
вызванной курением, зарабатывая себе на жизнь на улице пением
под гитару.
Кроме того, были женщины, занимающиеся исключительно игрой на
гитаре, как, например, Матильде Куервас
Родригес (Matilde Cuervas Rodríguez). Она родилась
в 1888 году в Севилье и была женой известного классического
гитариста Эмилио Пухоля. Ее
сравнивали с такими великими токаорами как Мануэль Молина и
Рамон Монтойа. Говорили, что выступления этой замечательной
гитаристки изумляли поклонников фламенко, а особенно тех, кто
считал игру на гитаре привилегией мужчин.
Другой известной гитаристкой была Виктория де Мигель (Victoria de
Miguel), родившаяся в 1900 году. Она была ученицей
дона Рамона Монтойи, который ее представил в театре "Фуэнкарраль" в Мадриде, когда она
была еще ребенком. Она сама не сочиняла музыку, но благодаря
тонкому слуху легко подбирала произведения гитаристов фламенко
ее времени.
автор статьи: Анна Сиротина
https://www.flamenco.ru - Первый русскоязычный сайт о фламенко