Tyva Kyzy («Дочери Тувы») |
Первая и единственная в Туве женская группа, которая представляет все стили горлового пения. Это гармоническое многотоновое пение обычно исполняется мужчинами и женщинам было запрещено. «Tyva Kyzy» дерзнули выступить на публике с этим древним искусством в своём собственном уникальном "женском" стиле. Исполнение горлового пения хоомей (khoomei) женщинами в Туве порождало самые разнообразные мнения и эмоции среди людей, включая восхищение, удивление, сомнение и даже неприятие. Хоомей Tувы отличает от горлового пения других регионов Центральной Азии своим разнообразием типов, методов, точности и уникальных качеств исполнения. Известно, что певцы и певицы Tувы исполняют те же виды хоомей. Вопрос, когда женщины в Tуве начали исполнять хоомей имеет много разноречивых ответов среди научных работников, музыкальных исследователей и исполнителей-мужчин.
Согласно некоторым традициям, женщинам в Туве было запрещено исполнять хоомей, потому что это якобы могло снизить жизнеспособность их родственников мужского пола и привести к затруднениям во время родов. Табу вокруг женского хоомей часто подавляли талант некоторых женщин, одарённых природой, и если они не следовали запретам, то родственники
могли принудить их не петь. На протяжении истории музыки Tувы мы видим что женщины издавна исполняли хоомей. Цитируя мысли хоомейчи Хунаштаар-оол Ооршак (Khunashtaar-ool Oorzhak, народный "khoomeizhi" Тувы, 1932-1993 гг.) из интервью журнала «Khoomei» (1995): «У нас есть также женщины - исполнители khoomei. Когда меня спрашивают, что я думаю о них, я отвечаю, что думаю о них положительно и поддерживаю их. В этом нет ничего плохого, потому что голос происходит от природы и от матери. Согласно легендам, в древние времена именно женщина впервые исполнила хоомей. Возможно, это так и было. Тем не менее, годы проходили, времена менялись, постепенно роль женщины возросла, а мужчины перестали прислушиваться к мнению женщин, и женщины перестали исполнять хоомей... Что касается меня, я лично даю им консультации. У девушек неповторимые, красивейшие,
единственные в своём роде голоса». Некоторые из этих женщин держат свой талант при себе и поют только на природе и только для себя. Тем ме менее, в нашей истории есть факты, которые говорят нам о певицах которые не стыдились и не боялись исполнять хоомей. Они пели хоомей, сыгыт и каргыраа (khoomei, sygyt и kargyraa) тувинцам, которые слушали и принимали их с душой. Также было доказано, что женщины могут заниматься этим искусством без вреда своему здоровью или осложний при родах. Одна из них, храбрейшая и одарённая женщина - Чолдак-Кара Ойун (Choldak-Kara Oyun) остаётся живой легендой и в наши дни. Она - мать известной исполнительницы горлового пения начала 1900-х, Сорукту Кыргыс (Soruktu Kyrgys). Чолдак-Кара Ойун была женой кузнеца и матерью его детей. Она пела хоомей всю свою жизнь, когда доила коров, пела колыбельные своим детям и иногда - когда выпивала тувинской араги (арага - молочная водка. Прим. - Vitalijus). Кара-Кыс Намзатовна Мунзук (Kara-Kys Namzatovna Munzuk), известная тувинская актриса, вспоминала эту женщину, которая была бабушкой её супруга. В те времена у женщины Тувы было много работы по хозяйству. Она должна была и держать дом в чистоте и порядке, растить множество детей, шить одежду и обувь из кожи мелкого рогатого скота, кормить семью, выращивать пшеницу и овёс и присматривать за скотиной. Было очень трудно найти свободное время для хоомей и играть на музыкальных инструментах, но теперь женщины могли заниматься чем-нибудь ещё, если это не было во вред её обязанностям. От стародавних времен и до наших дней хоомей давал людям ощущение покоя и положительной энергии, независимо от того, исполнялся он женщинами или мужчинами. В годы советской власти женщины Тувы редко выступали на сцене, исключением были Республиканские фестивали. Валентина Чулдум (Valentina Chuldum) из Монгун-Тайги (Mongun-Taiga), (1960 - осень 2002, умерла в возрасте 42 лет) преодолела эти трудности. Она ездила с концертами по странам Европы в начале 1990-х и открыла дорогу другим молодым женщинам-музыкантам. С началом деятельности Международных Симпозиумов по Хоомей женщины, наконец, смогли петь на публике.
Группа «Tыва Кызы» была основана в 1998 году. Идея создания женского
ансамбля была опубликована в статье журнала «Khoomei» (1995 г.), автор статьи - Кунаштаар-оол Ооршак. Неизвестная тогда ещё, Чодураа Тумат (Choduraa Tumat) вместе с Дамиран Айланмаа (Damyran Ailanmaa), поставили перед собой цель создать женскую группу исполнителей
хоомей. Они собрали целый ансамбль женщин, в составе: Валентина Чулдум, Шончалай
Ооршак (Shonchalai Oorzhak), Татьяна Саайа (Tatiana Saaya), Айланмаа Дамиран (Ailanmaa Damyran), Чодураа Тумат (Choduraa Tumat), Азимаа Кужугет (Azimaa Kuzhuget) и Айлан Ондар (Ailan Ondar). Они назвали группу «Tыва Кызы» по предложению Кушнаар-оол Оршак и Шончалай Ооршак (Shonchalai Oorzhak). В июле 1998 г. «Tыва Кызы» выступила в качестве ансамбля на Международном Симпозиуме Хоомей в Kызыле, после которого люди говорили, что их появление на сцене было смелым поступком хрупких женщин.
С тех пор, как руководить ансамблем стала Откун Достаи (Otkun Dostai), началась напряженная работа художественного руководителя Чодураа Тумат над репертуаром и энтузиазм самих участниц
ансамбля, который поднял престижность женского исполнения в горловом пении. В какой-то степени, ансамбль «Tыва Кызы» стал одним из самых интересных явлений в хоомей Tuvan. Группа получила высокую оценку за оригинальность репертуара и музыкальных инструментов. Недавно они были признаны лучшими исполнителями на национальных инструментах на Фестивале в Чадан, Тува. Mузыканты «Tыва Кызы» в настоящее время все работают в разных учреждениях культуры в Кызыле, играют и проводят вместе свободное время. Под руководством Чодураа Тумат они собирают и учат молодых девушек, увлечённых исполнением хоомей и фольклором. Во время регионарного Фестиваля «Радуга дружбы» ансамбль «Tыва Кызы» представил свою расширенную программу в которой совместно приняли участие опытные и начинающие певицы и музыканты, исполнившие хоомей, каргыраа и сыгравшие на традиционных музыкальных инструментах. Биографии.
Надежда Куулар (Nadezda Kuular) Надежда Куулар - одна из самых известных певиц, исполняющих тувинские народные песни. Она родилась 24 мая 1947 г. в деревне Хондергей, Дзун-Хемчикского кожууна (района). Она работала в Тувинском Народном Ансамбле «Саяны» и в тувинском ансамбле горлового пения «Тыва» вместе с известными певцами этого жанра около 35 лет. В 2000 г. она начала выступать в составе группы «Tyva Kyzy» («Дочери Тувы») в качестве музыканта и певицы. С такими концертами она принимала участие в Международном Фестивале «Washoi» в Японии в составе «Tyva Kyzy», «Otkun Dostai» и других ансамблей. Она получила звание Народной Артистки Российской федерации и Почётной Артистки Тувы. Надежда участвовала в турне по Европе и США в январе 2007 г. с группой «Tyva Kyzy» - первой женской группы горлового пения в Туве.
Шораана Куулар (Shoraana Kuular) Шораана Куулар является участницей группы с 1999 г. Она родилась 18 сентября 1977 г. в Чадаане (Chadaana) Дзун-Хемчикского кожууна (района). В 1996 г. она закончила Факультет Национальных инструментов Кызылского Училища Искусств в 1996 г. Она выступала в стиле хоомей (khoomei), играла на чадагане (chadagan), бизанчи (byzaanchy), хомусе (khomus) и ряде ударных инструментов. Шораана работала в Саянском Национальном Ансамбле и в Тувинстком Национальном Оркестре. В настоящее время она живёт и работает в Москве. Замужем, у неё дочь.
Aяна Монгуш (Ayana Mongush) Aяна Монгуш начала выступать с группой с 2003 г. Она родилась 8 апреля 1976 г. в деревне Сагли
(Sagly), Овурского района (Ovur). В 2001 г. она закончила Восточно-Сибирскую Академию, Факультет Искусств (Улан-Удэ, Бурятия). Она играет на бизанчи, игиле (igil), хомусе (khomus) и дошпулууре (doshpuluur). Она является членом Областного Союза Композиторов, ведущей актрисой и дирижёром Тувинского Национального Оркестра и преподавателем Колледжа Искусств в Кызыле. Замужем, есть сын.
Шолбана Дензин (Sholbana Denzin) Поёт в группе с 2004 г. Родилась 26 мая 1983 г. в деревне Ак-Туруг (Ak-Turug) Чаа-Холского (Chaa-Khol) района. Представляет три стиля Хоомей: хоомей, сыгыт и каргыраа (khoomei, sygyt and kargyraa), Она начала выступать с 1999 г. Окончила факультет печати Московского Университета в 2005 г. Играет на игиле (igil), дошпулууре (doshpuluur), хомусе (khomus), а также поёт традиционный фольклор. Она является участником фестиваля «Русская заря» 1999 г., лауреатом студенческого фестиваля «Festos» (2003, 2004), «Star of Moscow's North» (2004) и Лауреатом Международного фестиваля в Хандагайты «Сыгыт-хоомей в стране Овур« («Sygyt-khoomei in the land of Оvur»), посвящённого памяти народного певца хоомей Геннадия Tумата.
Майя Допхур (Mayya Dupchur) Майя Допхур начала выступать с «Tyva Kyzy» в качестве музыканта со времени создания второго состава группы - «Tyva Kyzy-2», она начала играть вместе с Шолбаной Дензин и другими девушками, с 2004 г. Она родилась 1 мая 1984 г. в деревне Эрзин (Erzin) Эрзинского района. Майя Допхур играет на народных инструментах: бизанчи, хомусе и чадагане. Она работала в Тувинском народном Оркестре, обучает игре на игиле в детской музыкальной школе в Кызыле. Замужем, есть сын.
Айланмаа Дамиран (Aylanmaa Damyran) Поёт с «Tyva Kyzy» с самого создания группы. Она родилась 28 июля 1975 г. в деревне Бай-Тал района Бай-Тайга. В 1993 г. она обучилась исполнению хоомей у известного "народного хоомейчи" (горлового певца) Республики Тува, Кунаштаар-ола Суруновича Ооршак (Khunashtaar-ool Surunovich Oorzhak). Айланмаа представляет стили: хоомей, сыгыт, борбангнадир и дамирак борбангы (khoomei, sygyt, borbangnadyr and damyrak borbangy). Самыми первыми "свидетелями" её таланта стали степи и горы Бай-Тайги в её детстве. Кроме того, что она является хоомейчи, она также играет на народных инструментах: игил, хомус и дошпулуур (igil, khomus and doshpuluur). Она получила почётное звание участника Республиканского конкурса «Ak-ool's igil» 2002 г. Она играет в Национальном Оркестре Тувы, обучает искусству хоомей в детском клубе деревни Каа-Хем (Kaa-Khem), Кызылского района. Замужем, есть сын.
Чодураа Тумат (Choduraa Tumat) Чодураа Тумат - артистический лидер «Tyva Kyzy». Родилась 17 января 1974 г. в деревне Йиме (Iyme), Дзун-Хемчикского кожууна (района). Она очень любила слушать хоомей и сыгыт в исполнении своих братьев. Теперь она - известный исполнитель стилей тувинского горлового пения: хоомей, сыгыт, каргыраа, эзенгилеер, и чиландик (khoomei, sygyt, kargyraa, ezenggileer and chylandyk). Чодураа выступает с 1998 г. Кроме горлового пения, она исполняет традиционные народные песни, играет на дошпулууре, игиле, бизанчи, хомусе и чадагане (doshpuluur, igil, byzaanchy, khomus and chadagan). Она закончила факультет Национальных Инструментов Кызылского училища искусств в 1995 г. и факультет Искусств Восточно-Сибирской Академии в 2002 г. (Улан-Удэ, Бурятия).
Она является лауреатом международного фестиваля «Дембилдей - 2002» («Dembildei - 2002») и международного фестиваля «Сыгыт и хоомей на земле Овур-2002» («Sygyt and khoomei in the land of Оvur-2000») в номинации «Лучшие женщины-исполнители» и была признана Заслуженным исполнителем хоомей Дзун-Хемчикского кожууна на Фестивале Живой музыки »Ustuu-Khuree-2000». Чодураа выступает с Тувинским Национальным Оркестром и преподаёт в Кызылском Педагогическом училище.
| Перед вами компакт-диск группы «Tyva Kyzy» под названием "setkilemden sergek yr-dyr" («светлая песня моей души»). CD выпущен с 20-страничным красочным буклетом и рекламной листовкой в виде панорамного фото сложенного вшестеро; и всё это в изящной современной упаковке "диджипак" с минимальным использованием пластика. | Перевод:
|
|
|